Когда малыш общается с вами, бабушкой или дедушкой – словом, людьми, любящими его и охотно идущими на контакты, он осваивает такую сферу человеческой деятельности, как взаимоотношения с другими людьми. У ребенка формируются установки – ожидания определенных отношений и действий со стороны взрослых. В общении рождаются и первые привязанности малыша к тем людям, которые полнее всего удовлетворяют его потребности во внимании и доброжелательности.



 Как вы помните, в первом полугодии жизни общение ребенка с близкими строится на обмене положительными эмоциями. Младенец открыт и доброжелателен по отношению ко всем взрослым. Но тем не менее среди них он выделяет мать, отдавая ей явное предпочтение перед другими. Посмотрите, как бурно 3-месячный малыш приветствует свою маму, как быстро при виде ее проявляет радость и оживление. Ни один другой взрослый не вызывает у него чувства подобной приязни.



 Возникновение привязанности к матери (или другому близкому взрослому) – одно из самых важных психологических приобретений ребенка в первом полугодии жизни. Оно во многом определит его дальнейшее развитие и даже судьбу. Привязанности психологи относят к аффективно-личностным связям. Аффективным – потому, что в их основе лежат эмоции, личностным – потому, что возникают они именно в общении – контакте личностей, а не в результате иных взаимодействий со взрослыми. Если эти связи сформировались вовремя и правильно, между ребенком и взрослым возникают отношения доверия и уважения. Если нет – неизбежны проблемы с воспитанием. Доверие и уважение во взаимоотношениях с близкими людьми дают толчок активной деятельности младенца – он стремится к самоутверждению, развитию своих способностей.



 Понаблюдайте за своим 5–6-месячным малышом, когда он рассматривает игрушку, а вы сидите рядом с ним. Крошечный ребенок усиленно старается привлечь вас к этому занятию, смотрит то на вас, то на игрушку, стремясь удержать обоих в поле зрения, и особенно радуется, если вы вместе с ним разглядываете игрушку и улыбаетесь ей. У малыша благодаря привязанности к вам появилась потребность в том, чтобы вы вместе с ним переживали радость и удовольствие. По-видимому, для того чтобы научиться сопереживать, ребенок сначала учится делить с близким человеком свои собственные переживания. Причем в первом полугодии это касается только положительных эмоций. Своими отрицательными переживаниями ребятишки способны делиться со взрослыми, начиная со второго полугодия жизни.



 О том, как важно возникновение привязанностей в раннем детстве, свидетельствуют многие психологи. Так, известный ученый Д. Боулби считает, что разлука младенца с матерью имеет необратимые последствия для психики ребенка, а малыши, не нашедшие до 2 лет объекта своей привязанности, уже никогда больше не смогут завязать полноценные отношения с каким-либо взрослым человеком.



 Хотя опыт воспитания сирот в детских учреждениях свидетельствует о том, что не все случаи разлуки с матерью имеют столь неблагоприятный исход для ребенка, тем не менее большинство женщин, которые в первом полугодии жизни не имели прочных аффективно-личностных связей с близкими взрослыми, не могут устанавливать полноценных отношений со своими детьми, а часто и с другими людьми.



 Вот почему так важно, чтобы мать не разлучалась с младенцем, даже если его необходимо поместить в больницу. Когда разлука неизбежна, ребенок должен непременно находиться в тесном эмоциональном контакте с другим взрослым человеком. После прекращения разлуки мать должна быть особенно чуткой к малышу и общаться с ним по возможности больше.

Автор – О.В. Еремеева, А.В. Митрошенков.


Правильное название - есть ли жизнь после родов ???

Комментарии закрыты.

DF