Массаж делают либо как самостоятельную процедуру, либо перед выполнением тех или иных упражнений: например, перед рефлекторным сгибанием и разгибанием пальцев ног массируют стопы; перед упражнениями в положении лежа на спине массируют грудь и живот и т. д. На каждый массажный прием отводится от 30 секунд до 2 минут. Выполняют массажные приемы в соответствии с теми правилами, о которых уже рассказывалось.



 Обычно массаж хорошо действует на детей: у них улучшаются настроение и самочувствие, они становятся жизнерадостными и активными. Ребенка нужно массировать каждый день, но сначала без гимнастических упражнений, которые вводят в занятия постепенно. Таким образом, в первые 2 месяца занятий преимущественное внимание уделяется массажу, в следующие 2 месяца (возраст ребенка – 3–4 месяца) время на массаж и физические упражнения распределяется приблизительно поровну, а в 5–6 месяцев с ребенком в основном занимаются гимнастикой. Более того, здоровому доношенному малышу массаж в это время можно уже не делать.



 Однако недоношенным детям, малышам, страдающим рахитом, нарушениями опорно-двигательного аппарата, гипотрофией, врожденными пороками сердца, массаж нужно делать в течение всего времени болезни.



 Здоровым недоношенным детям проводят общий классический и точечный массаж, больным – по показаниям.



 Занятия гимнастикой должны включать в себя упражнения, способствующие развитию двигательных умений, двигательных ощущений, зрительных и слуховых реакций. Для этого используют всевозможные игрушки различного цвета, формы и звучания.



 В первые 2 месяца занятий (возраст малыша от 1 до 2 месяцев) ребенок выполняет только движения, основанные на безусловных рефлексах. Это необходимо из-за того, что у малыша в этот период тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей. Ребенок выполняет движения в ответ на те или иные раздражители.



 Для развития мышц ног используются безусловные кожно-мышечные рефлексы – подошвенный и рефлекс Бабинского. Для разгибания ног в коленных и тазобедренных суставах – рефлекс опоры и рефлекс Бауэра. Сокращение мышц спины (разгибание позвоночника) вызывают с помощью рефлекса Галанта.



 Со 2-го месяца жизни у ребенка формируются рефлексы положения: боковой, передний и задний шейные. Если малыша, лежащего на животе или спине, поднять на ладонях горизонтально и держать на весу, он будет так изменять положение головы, таза и нижних конечностей, чтобы сохранить горизонтальную позицию. При этом у ребенка укрепляются мышцы шеи, спины, живота, конечностей.



 Начиная с 3–4 месяцев жизни в гимнастический комплекс понемногу вводят пассивные упражнения – всевозможные перемещения ребенка, выполняемые матерью: сгибание и разгибание ног в голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; разведение рук в стороны; скрещивание их на груди; поднимание и опускание рук. Перед проведением пассивных упражнений нужно добиться полного расслабления мышц ребенка, чему помогает массаж.



 Выполнение пассивных движений в 3-месячном возрасте становится возможным потому, что к этому времени тонус сгибателей снижается. К 4 месяцам он приходит в норму, и с ребенком начинают заниматься пассивно-активными упражнениями. В этих упражнениях движения частично выполняются ребенком, а взрослый помогает ему. Пассивно-активным упражнением, к примеру, является перевод младенца из положения лежа на спине в положение сидя и обратно, когда мать поддерживает его с боков. Затем (на 6-м месяце жизни) в гимнастический комплекс вводят и активные упражнения – их ребенок выполняет самостоятельно (например, ползание, вставание). Для того чтобы малыш более активно осваивал самостоятельные движения, используйте различные приспособления – турнички в кроватке, крупные разноцветные игрушки.



 Перед тем как вы приступите к активным физическим упражнениям, научитесь правильно поддерживать ребенка. Проводя гимнастику, не допускайте никакого насилия над малышом, его голова не должна подвергаться толчкам из-за резких или неловких движений. Кожа, сосуды, кости и мышцы грудничка очень нежны. А потому нужно начинать занятия с более простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Движения делайте ритмично, плавно, спокойно, в медленном темпе. Подолгу не упражняйте одну группу мышц, чтобы не вызвать их переутомления и неприятных ощущений у ребенка. К гимнастике малыш должен относиться положительно. Если же врач рекомендует увеличить нагрузку на какую-либо группу мышц, то же количество упражнений (от 2 до 6) следует выполнять 2–3 раза в день.



 На протяжении всего занятия с малышом нужно ласково разговаривать, улыбаться ему, подбадривать. Ребенок должен быть сосредоточен на упражнении. А потому, занимаясь с ним, не отвлекайтесь на посторонние разговоры и дела. Не стоит, чтобы в комнате находился еще кто-нибудь из близких. Исключаются и громкие, резкие звуки. Лучше, если занятия сопровождаются тихой мелодичной музыкой.



 Уже с 3–4 месяцев жизни малыша можно постепенно приучать к некоторым речевым инструкциям вроде: «Дай ножку», «Дай ручку», «Повернись на животик» и т. д.



 Порядок проведения занятий остается прежним. В теплое время года с ребенком занимаются при открытом окне, а с 5–6 месяцев – на свежем воздухе. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Перед проведением занятий проверьте, коротко ли у вас острижены ногти, не поцарапаете ли вы ими ребенка (обработайте их пилочкой). Снимите кольца, браслеты, часы. Вымойте руки теплой водой с мылом и тщательно вытрите. Они должны быть сухими и теплыми – от этого также зависит успех занятий.



 К проведению гимнастики и массажа могут быть временные противопоказания. Это острые заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, болезни крови, туберкулез в активной стадии, тяжелый рахит, болезни печени и почек, заболевания кожи (в этих случаях особенно противопоказан массаж). При гипотрофии в первом полугодии жизни занятия гимнастикой также не проводятся. Приходится на время отказываться от физических упражнений и массажа в тех случаях, когда ребенок отрицательно относится к ним. Это может быть связано с болями в животе, голодом, с тем, что у вас холодные руки. Если малыш плачет, заниматься с ним не следует.



 Во время занятий нужно наблюдать за ребенком. Если он хорошо переносит нагрузку, то остается жизнерадостным и активным. В противном случае занятие следует прекратить и обратиться к врачу, который введет в комплекс упражнений необходимые изменения.

Автор – О.В. Еремеева, А.В. Митрошенков.


Правильное название - есть ли жизнь после родов ???

Комментарии закрыты.

DF