Пожалуй, впервые в научной литературе интерес маленьких детей к зеркалу был описан Ч. Дарвином. Он заметил, что его 9-месячный сын проявлял неиссякаемый интерес к зеркалу и неизменно указывал на него, когда кто-либо называл ребенка по имени. Дарвин выделил реакцию ребенка на зеркало как важное событие в его психическом развитии и меру самоузнавания.



 Следует отметить, что и в семейном воспитании, и в детских учреждениях издавна пользуются зеркалом как средством, стимулирующим развитие представления ребенка о себе.



 Что именно и как воспринимает маленький ребенок, глядя на себя в зеркало? До недавнего времени этот вопрос в детской психологии не ставился. Мы, взрослые, без труда узнаем себя в зеркале и привычно пользуемся им в обиходе. Возможно, эта привычность и создала иллюзию того, что никакой проблемы нет, так было всегда. Интересно, что поводом для изучения самоузнавания у детей послужили сенсационные опыты с животными.



 В 1980-е годы американский исследователь Г. Геллап изучал поведение приматов. Впервые в истории зоопсихологии ему удалось наблюдать, как четыре дикорожденных шимпанзе, после того как они на протяжении трех дней свободно «знакомились» с зеркалом, разглядывали в нем обычно невидимые части тела. В последующих опытах шимпанзе усыпляли и делали две отметки краской над бровью и на противоположном ухе. После того как животное просыпалось, его помещали перед зеркалом. Все четыре обезьяны вели себя одинаково: старались, глядя в зеркало, стереть пятна не с отражения, а со своего лица, действуя так, будто узнают себя в зеркале. В экспериментах принимали участие и другие обезьяны, не имевшие опыта обращения с зеркалом: в отличие от первых эти оставались совершенно равнодушны к своему отражению и не обращали никакого внимания на пятна краски на лице после пробуждения. Подобные же результаты наблюдались в аналогичных опытах с орангутанами, а вот у низших обезьян (макаки, гиббоны, капуцины) самоузнавания никогда не отмечалось. Авторы, работавшие в этом направлении, высказывали предположение, что узнавание себя у приматов связано с определенным опытом взаимодействия с другими членами сообщества. Данные Геллапа подтвердили это предположение: у особей, выросших в изоляции, самоузнавания не наблюдается.



 Подобные опыты впоследствии стали проводить с детьми 1-го и 2-го года жизни. В результате тщательных исследований было показано, что к концу 2-го года жизни все дети узнают себя в зеркале. Причем устойчивому самоузнаванию предшествует ряд этапов, относящихся к предыстории узнавания себя.



 Так, младенцы 2–3 месяцев жизни вычленяют свое отражение в зеркале, долго и сосредоточенно его рассматривают, останавливаясь преимущественно на лице и глазах и проявляя при этом ярко выраженное удовольствие. К концу первого полугодия жизни свой зеркальный образ вызывает у малыша исследовательское поведение: он не только улыбается себе, но и обследует свое отражение руками, обводя контур лица, дотрагиваясь до отражения руки.



 В первые месяцы второго полугодия дети охотно соотносят свои реально совершаемые движения с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают ручками, глядя в зеркало и прослеживая взглядом отражение своих движений, а иногда переводят взгляд с руки на ее отражение в зеркале.



 К концу года дети уже подолгу играют со своим отражением, совершая множество ритмических и мимических действий. В этом возрасте малыши уже способны использовать зеркало как средство, с помощью которого можно корректировать свой внешний облик. В 10-месячном возрасте малыш уже определенно узнает себя в зеркале. Об этом свидетельствует такой эксперимент. На ребенка надевали повязку, которая сильно искажала его облик, но младенец быстро привыкал к ней, и она его нисколько не беспокоила. Когда же ребенка поднесли к зеркалу, на лице его отразилось изумление, как будто он увидел совсем не то, что ожидал, а затем точным движением стал стаскивать с головы повязку.



 В первом полугодии жизни дети уже пользуются зеркалом, для того чтобы рассмотреть, например, рисунок на кармашке, туфельки, шнурочки… Игра перед зеркалом становится разнообразнее: малыши оживленно жестикулируют, гримасничают, играют с отражением игрушки, манипулируя ею перед зеркалом.



 Что же лежит в основе складывающегося у ребенка представления о себе? Прежде всего опыт общения, а затем и собственный опыт. Поэтому радостное отношение к своему зеркальному отражению свидетельствует о положительном переживании себя ребенком. Если же близкие мало интересуются младенцем, редко играют и не часто разговаривают с ним, если ребенок для мамы и папы скорее «объект ухода», нежели полноценное человеческое существо, он будет равнодушен к своему отражению в зеркале. Такой малыш вряд ли станет играть перед зеркалом, красоваться, строить веселые рожицы. Его образ себя недостаточно развит. В этом случае можно говорить о несформированности у ребенка ядра образа – положительного эмоционального самоощущения, переживания себя как значимого и ценного для других.



 Однако зеркало может и помочь малышу в формировании образа себя. В самом деле, когда малыш играет перед зеркалом, сравнивая реальный предмет с его отражением, когда, размахивая ручкой, снимает и надевает шапочку или платочек, трогает свои щечки, лобик, ротик, он проверяет свои знания о себе и формирует новые (и это тоже я), в результате образ себя становится более обобщенным и стабильным.

Автор – О.В. Еремеева, А.В. Митрошенков.


Правильное название - есть ли жизнь после родов ???

Комментарии закрыты.

DF