Предметно-манипулятивная деятельность на протяжении второго полугодия жизни проходит в своем развитии ряд этапов.



 Как вы помните, к 6 месяцам движение руки ребенка, направленной к предмету, захватывание его и удерживание оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, крепко держит, рассматривает, подносит ко рту и обследует языком и губами. Вскоре ребенок научается совершать множество разнообразных действий с предметами, позволяющих лучше познакомиться с их свойствами. Он размахивает игрушкой, лижет, кусает ее, отбрасывает и снова подбирает, перекладывает из руки в руку. Непосредственный контакт с различными предметами приводит к открытию все новых и новых их свойств и отношений между ними. Дети размахивают игрушками, чтобы те звучали, мнут платок или пеленку, изменяя их форму и объем, раскачивают подвешенную игрушку, катят шарик и т. п. Этот этап в развитии действий можно назвать результативным, он длится примерно до 7 месяцев.



С 7 до 10 месяцев формируются действия другого характера, их называют «соотносящими». В этом возрасте малыши больше всего любят играть с коробочкой, у которой открывается и закрывается крышка, вкладывать в нее различные мелкие предметы, а затем вынимать их. Ребенок с удовольствием двигает по кроватке куклу, подталкивая ее к краю и пытаясь просунуть сквозь прутья решетки. К 10 месяцам малыш способен достать интересный предмет с помощью другого предмета.



 После 10 месяцев начинается этап функциональных действий, выходящих за пределы младенческого возраста. Ребенок все больше и больше подражает действиям взрослых, учится употреблению предметов. Если вы покажете ему, как снимать крышки с кастрюль и возвращать их обратно, как класть кубик на кубик – «строить дом», как выливать воду, толкать машинки, он попытается повторить ваши действия. Если раньше он действовал со всеми предметами одинаково, следуя «логике руки», – например, всеми игрушками размахивал или стучал, то теперь каждый предмет приобретает для него особые свойства. Куклу он укачивает, расческой «причесывается», машинку катает. Манипулируя предметами, ребенок не только познает их свойства и связи, но и как бы предвидит будущий результат своих действий. Его поведение становится целенаправленным и произвольным.



 В процессе предметно-манипулятивной деятельности малыш не только познает мир окружающих его предметов, но и учится действовать самостоятельно – без помощи взрослых. Это расширяет его возможности, позволяет накапливать собственный жизненный опыт, что, в свою очередь, сказывается на личностном развитии малыша. К 9–10 месяцам большинство детей становятся чрезвычайно настойчивыми в достижении какой-либо цели. Малыши с поразительным упорством и изобретательностью стараются завладеть заинтересовавшим их предметом, выполнить то или иное действие – вытащить, скажем, кастрюльку из стола, снять с нее крышку и снова закрыть ее. В случае неудачи они обращаются за помощью к взрослым – жестами, звуками, а нередко и нетерпеливым криком.



 Однако овладение малышом предметными действиями значительно замедляется, если в первом полугодии жизни его эмоциональное общение со взрослым было недостаточным или неполноценным. Если «комплекс оживления» у младенца неярко выражен, если у него не сложились устойчивые аффективно-личностные связи с близкими взрослыми, если он вял и пассивен, не испытывает интереса к людям, то и интерес к предметам у него отсутствует. Такого ребенка и во втором полугодии игрушки привлекают очень ненадолго. Действия малыша с ними просты и однообразны, он ненастойчив и малоинициативен в своем знакомстве с внешним миром.



 Поэтому родителям еще в первом полугодии нужно заботиться о подготовке ребенка к овладению предметноманипулятивной деятельностью, а во втором полугодии помогать ее развитию. Показывайте малышу различные способы действий с предметами, следите, чтобы у него сохранялся интерес к игре и игрушкам. Не требуйте от него точного подражания вашим действиям – он еще не может этого сделать. Меняйте игрушки, чередуйте действия с ними, фантазируйте, выполняйте вместе с малышом посильные для него движения и, конечно, не забывайте радоваться успехам ребенка, поддерживайте и поощряйте его похвалой. Но знайте, что малышу полезно побыть и наедине с игрушками: научившись интересным манипуляциям, он не будет теперь постоянно нуждаться в вашем присутствии и совместной игре. Но если даже ребенок очень хорошо играет один, это не значит, что вы можете с ним больше не играть. Ежедневные совместные игры, посильное участие малыша в ваших бытовых делах необходимы ему для нормального развития.



 К концу года ребенок приобретает элементарные навыки самообслуживания. Он умеет сам брать хлеб и отправлять его в рот, пробует есть ложкой, подает одежду или обувь при одевании, «баюкает» себя перед сном и т. п. То, что малыш умеет делать сам, позволяйте ему выполнять всегда, даже если не все удается достаточно хорошо, поддерживайте инициативу ребенка, уважайте его самостоятельность.

Автор – О.В. Еремеева, А.В. Митрошенков.


Правильное название - есть ли жизнь после родов ???

Комментарии закрыты.

DF